Организация воспитательной работы в Нефтеюганском индустриальном институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» (далее — институт)

Актуальной на сегодняшний день целью воспитательной работы является обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитания, обновление содержания и структуры воспитания на основе сложившихся в институте традиций современного опыта, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов, а также воспитание подрастающего поколения, обладающего не только соответствующим набором знаний, умений и навыков, но и высокими нравственными, качествами, ответственностью и гражданским самосознанием, высокой социальной активностью через формирование отношения студента к самому себе, окружающему миру, другим людям.

Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация института планомерно создает целенаправленную систему воспитания студентов, представляющую условия, способствующие индивидуальному развитию обучающихся и их коллективному взаимодействию.

Определяющим для нас является повышение статуса воспитания, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.

I. Нормативно-правовая база организации воспитательного процесса со студентами института

Воспитательная деятельность в индустриальном институте регламентирована нормативно-правовой базой, при разработке которой был учтен накопленный ранее опыт работы со студентами в ВУЗах и ССУЗах Российской Федерации, актуализированы наиболее эффективные формы организации воспитательной работы со студентами, опирающиеся на ряд законов, принятых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Определяющим документом организации воспитательной деятельности в институте является Концепция воспитательной работы со студентами, по которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс. Данная Концепция составлена на основе приоритетных направлений реализации Молодежной политики и Образования в Российской Федерации. В основу Концепции воспитательной работы со студентами колледжа положены принципы, определенные Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Проектом Федеральной межведомственной программы «Студенчество России», Программой развития воспитания в системе образования ХМАО-Югры и Программой «Молодежь Югры».

На основе Концепции разработана Программа развития воспитания студентов, которая определяет основные цели и задачи воспитания студентов, содержание и основные пути развития воспитательной деятельности института.

В состав Программы входят подпрограммы, основными из которых являются: «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание», «Студенческое самоуправление», «Здоровье» и «Профилактика правонарушений в студенческой среде».

Основными формами учебно-воспитательной и внеурочной работы института являются: воспитательная работа в учебном процессе, воспитательная внеурочная деятельность, включающая в себя научно-исследовательскую, общественную, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и другую деятельность студентов.

II. Структура управления воспитательным процессом

Воспитательная работа в индустриальном институте  возглавляется директором, организуется заместителем директора по воспитательной работе и молодежной политике,  заведующим отделением по воспитательной работе, осуществляется педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования, классными руководителями академических групп и преподавателями в учебном процессе. Ряд организационных функций возложен на студенческий совет.

III. Основные направления воспитательной деятельности

В соответствии с общей целью в качестве основных в индустриальном институте приняты следующие направления воспитания студентов:

  1. профессионально-трудовое воспитание;
  2. гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
  3. культурно-нравственное и экологическое воспитание;
  4. спортивно-оздоровительное воспитание;
  5. работа с родителями;
  6. студенческое самоуправление.
1. Профессионально-трудовое воспитание

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника института важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.

Для реализации данного направления воспитательной работы  систематически проводятся такие мероприятия как:

  • тематические классные часы;
  • экскурсии на предприятия города и района;
  • встречи с руководителями и специалистами предприятий;
  • ведется совместная работа с городским центром занятости населения и комитетом по молодежной политике города по временной занятости студентов и трудоустройству выпускников;
  • ежегодно, в сентябре, проводится анализ трудоустройства выпускников;
  • в течение учебного года студентами выпускаются стенгазеты и ведется оформление стенда к профессиональным праздникам;
  • с целью приобщения студентов к общественно-полезному труду, в колледже проводятся субботники, генеральные уборки, ремонт мебели;
  • во время летних каникул наши ребята участвуют в работе студенческих строительных отрядов;
  • ежегодно проводятся, ставшие уже традиционными, такие мероприятия как: «Специалист XXI века», «Посвящение в студенты», «Вечер встречи с выпускниками», выставка «Дары земли Нефтеюганской», выставка творческих работ студентов и преподавателей, студенческие научно-практические конференции;
  • Студенческое творчество:

    Просмотр в новом окне (274 Kb) Просмотр в новом окне (236 Kb) Просмотр в новом окне (235 Kb)
  • студенты своими силами изготавливают наглядный и стендовый материал в кабинетах и мастерских института;
  • в рамках профориентационной деятельности налажена тесная связь со школами города и района (проводятся Дни открытых дверей, организуются встречи представителей института с учениками и родителями школ, ежегодно формируется банк статистической информации по количеству выпускников школ, издаются справочные материалы (проспекты), проводится реклама нашего учебного заведения в СМИ, студенты принимают активное участие в городской ярмарке вакансий трудовых и учебных мест, проводятся экскурсии по учебному заведению для выпускных классов школ города и района, оказываем содействие в оформлении профориентационных стендов и уголков в ПУ и школах).
2. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

Формирование социально-активных студентов – граждан России – является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания.

В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное и политическое воспитание. По данному направлению в индустриальном институте разработана и реализуется подпрограмма «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание». Реализация данной подпрограммы осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:

  • конкурсная программа ко Дню защитника Отечества «Армейский калейдоскоп»;
  • интеллектуальная игра, посвященная Дню космонавтики;
  • Дню города посвящается литературно-музыкальная композиция «Прошлое, настоящее и будущее Нефтеюганска», конкурс авторских стихов «Мой любимый город», фотовыставка «Нефтеюганск сегодня» и конкурс газет «Город моего будущего»;
  • ко Дню Победы проводится литературно-музыкальная композиция «Поклонимся и мертвым, и живым», в которой выступают творческие коллективы и студенты имеют возможность пообщаться с ветеранами ВОВ;
  • члены студенческого совета института участвуют в торжественном шествии, митинге, возложении венков к памятнику Неизвестного солдата;
  • на протяжении нескольких лет в институте реализуется проект "Наследники Победы";
  • студенты индустриального института принимают участие в городском проекте "Политическая кухня", организованным администрацией города Нефтеюганска.
  • в течение года ведется оформление стенда и выпуск стенгазет к знаменательным датам и государственным праздникам;
  • проводятся классные часы на темы: «Я – гражданин России», «Символика России», «Символика города и округа»;
  • организовываются тематические встречи совместно с библиотекой семейного чтения;
  • в читальном зале библиотеки института оформляются выставки к государственным и знаменательным датам;
  • организовываются экскурсии в музей и выставочные залы города;
  • с целью повышения интереса к военной службе и защите Отечества наши ребята ежегодно участвуют в городском мероприятии «День призывника»;
  •  в рамках городских мероприятий по этому направлению работы наши студенты участвовали:
    1. в ролевой игре среди школьников и студентов «Выборы» (II место);
    2. в соревнованиях по стрельбе, посвященных Дню защитника Отечества (второй год подряд занимают I место);
    3. в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы (I место).

Лучшее воспитание – личный пример.
Анатолий Зарубин в гостях у студентов:

Просмотр в новом окне (217 Kb)

Особое значение имеют усилия, направленные на выработку у студентов толерантного поведения, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальностей и культурных традиций.

В рамках учебных занятий по таким дисциплинам как русский язык, история, право, социология, философия, политология, безопасность жизнедеятельности студенты получают знания об экстремизме и его негативных проявлениях, обсуждают социально-политические ситуации в стране и в мире.

Проводятся тематические классные часы, беседы о толерантном отношении ко всем видам и формам инакомыслия, вероисповедания, национальности («Россия начинается с тебя», «Все мы граждане одной страны», «Я среди людей, люди среди меня», «Толерантность как основа социальной безопасности», «Культура мира и формирование толерантного сознания», «В семье наше будущее» и др.), об экстремальных молодежных течениях («диггеры», «сталкеры» и др.)

Наряду с молодежью других учебных заведений наши студенты входят в состав молодежного отряда по охране общественного порядка города.

На сегодняшний день в института обучаются студенты 24 национальностей. Педагогический коллектив и администрация института тесно работают над тем, чтобы найти пути и способы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений в обществе студентов и родителей. Показателем эффективности профилактической работы является отсутствие в индустриальном институте фактов экстремистских проявлений в молодежной среде.

В Индустриальном институте проводятся комплексные мероприятия  по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, в том числе с обучающимися "группы риска", с обучающимися, находящимися в социально-опасном положении.

На начало 2022 года на профилактических учетах состояли 3 обучающихся (двое из которых были поставлены на учет в связи с совершением административного правонарушения до поступления в индустриальный институт.

На конец 2022 года на профилактическом учете в ОДН ОМВД России по г. Нефтеюганску состоял один обучающийся за совершение административного правонарушения.

С марта 2023 года на профилактических учетах обучающиеся института  не состоят.

Для предупреждения подобных проявлений в рамках правового воспитания  создана и реализуется подпрограмма «Профилактика правонарушений в студенческой среде».

Налажен тесный контакт с комиссией и отделом по делам несовершеннолетних, совместно с которыми ежегодно составляется план работы и проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • цикл лекций для студентов с разъяснением правовых вопросов (с участием инспектора ОДН и сотрудника прокуратуры);
  •  ежемесячно проводятся советы профилактики;
  • инспекторами ОДН проводятся индивидуальные беседы и консультации со студентами и родителями;
  • ведется работа по организации летней занятости студентов, состоящих на учете в ОДН;
  •  ведется контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, состоящих на учете;
  •  ведется привлечение студентов с девиантным поведением к внеучебной деятельности (занятия в кружках, секциях, участие в художественной самодеятельности).
3. Культурно-нравственное и экологическое воспитание

Важное место в воспитании будущих специалистов отводится культурно-массовой и творческой деятельности студентов, способствующей приобретению положительных привычек, формированию характера, развитию инициативы, творческих способностей и активной жизненной позиции.

Воспитание у студентов нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности.

Это направление работы включает в себя духовное, нравственное, этическое, эстетическое и экологическое воспитание, которое сопровождается проведением в институте таких мероприятий как:

  • День знаний, на котором проводится классные часы для первокурсников, на которой торжественно вручают им студенческие билеты;
  •  Осенний бал, на котором традиционно проходят выборы «Мисс – осень»;
  •  Дню матери посвящается литературно-музыкальная композиция «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»;
  • проводятся конкурсные программы к Новому году «Новогодний калейдоскоп», поздравительный челлендж " Новогодняя волна поздравлений", к Татьяниному дню «Настоящий студент», к 8 марта «Леди ИндИ»;
  • отмечается День Святого Валентина;
  • ко Дню пожилого человека и Дню семьи проводятся тематические классные часы;
  • среди студентов проводятся исследования по темам: «Моя родословная» и «Семейные традиции»;
  • творческие способности студенты проявляют при подготовке праздничных поздравлений к различным праздникам  (День учителя, 23 февраля, 8 марта) и на студенческих культурно-массовых мероприятиях;
  • организовываются тематические встречи совместно с библиотекой семейного чтения;
  • посещают музей и выставочные залы города;
  • проводятся классные часы по пропаганде русской культуры, литературы, искусства, музыки;
  •  Творческий потенциал студентов института раскрывается не только на  мероприятиях внутри института, но и на городских конкурсах и фестивалях: в 2023 году студенты института стали золотыми и серебряными регионального фестиваля «Студенческая весна». 
  • участвуют в конкурсе творческих работ, посвященном Дню матери;

Тесно связанным с данным направлением работы является экологическое воспитание студенчества, понимаемое не в узком природоохранном, а в предельно широком культурно-антропологическом смысле, когда ответственность за поддержание среды обитания ложится на каждого индивида. По данному направлению в институте организуются субботники по очистке территорий института и прилегающих к институту территорий. Студенты индустриального института принимают участия в городских мероприятиях, направленных на решение экологических вопросов: круглые столы, форумы и т.д.  В целях пропаганды экологической культуры выступают студенты выступают с докладами с докладами на данных мепоприятиях.

Важнейшей составляющей воспитательной среды колледжа являются объединения дополнительного образования (организация работы кружков и секций), которые за последние годы набирают силу.

Справедлив вывод: чем больше в учебном заведении работают различных кружков и секций, чем шире деятельностный диапазон внеклассной работы, тем больше возможностей открывается для каждого воспитанника проявить и развить свои способности, наклонности и интересы.

Сегодня на базе нашего учебного заведения дополнительное образование включает следующие направления деятельности:

  1. Художественно-эстетическое:
    • театрально-хореографический кружок 
    • вокально-инструментальный кружок 
  2. Техническое:
    •  кружок «Техническое творчество»  
    •  кружок «Конструктор» 
  3. Прикладное:
    •  кружок «Информационные технологии» 
    •  кружок "МедиаИндИ"

Всего в кружках колледжа занимаются 79 студентов.

Расширить свой кругозор в области культуры, искусства, технического творчества, развить художественно-эстетические вкусы студентам предоставляется возможность и на базе городских клубов и кружков:

  1. художественно-эстетическое творчество  -28 чел.
  2. техническое творчество - 13 чел.
  3. прикладное творчество - 3 чел.

Всего в кружках и клубах города и района занимаются 44 студента.

Общее число студентов, занятых в системе дополнительного образования в колледже, городе и районе – 123 человека.

К сожалению, следует отметить, что основная масса из них – студенты 1 и 2 курсов, старшекурсников лишь единицы.

Анализ количественного состава студентов, принимавших участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятиях, показал, что за последние годы наметилась тенденция к увеличению их числа. Так, в 2021-2022 учебном году 247 студентов приняли участие в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в институте.

4. Спортивно-оздоровительное воспитание

Особое внимание в работе колледжа уделено вопросам здоровья – важнейшей составляющей развития подрастающего поколения.

Работа по освоению здорового образа жизни и физической культуры способствует удовлетворению потребностей студентов в занятиях физкультурой и спортом, в овладении навыками поддержания физического и духовного здоровья, продуктивной жизнедеятельности.

В институте делается все возможное для укрепления здоровья студентов:

  • создана подпрограмма «Здоровье»;
  • ежегодно студенты проходят медицинское обследование;
  • проводятся Дни здоровья;
  • регулярно проводятся влажные уборки учебных кабинетов и коридоров колледжа;
  •  ведущим средством оздоровления в колледже являются уроки физической культуры.
  • созданы группы для занятий физической культурой с учетом физиологического состояния здоровья студентов;
  • проводится большая работа по укреплению спортивной базы колледжа;
  •  ведется работа по привлечению студентов к занятиям в спортивных клубах и секциях;
  •  распространяется информационная продукция (памятки, буклеты и др.) по профилактике ЗОЖ.

С целью профилактики здорового образа жизни у нас налажены постоянные контакты с центром медицинской профилактики, городской детской поликлиникой, центром социальной помощи семье и детям «Веста». В течение года специалистами этих учреждений (наркологом, психологом, гинекологом, инфекционистом) проводятся встречи со студентами в форме бесед, анкетирований, видеолекториев, практических занятий.

Совместно с городским студенческим советом ежегодно проводятся акции против курения, алкоголя, наркотиков, ВИЧ-инфекции, по пропаганде донорства.

Проблемы профилактики здорового образа жизни постоянно освещаются классными руководителями на родительских собраниях и классных часах.

Решая задачи укрепления здоровья студентов, спортивно-массовая работа проводится  с целью пропаганды здорового образа жизни, содействием средствами физической культуры и спорта подготовки гармонично развитых специалистов, выявление сильнейших спортсменов и команд для участия в городских и окружных соревнованиях.

В течение учебного года были проведены следующие соревнования:

  1. по мини-футболу среди 1-2 курсов (87 чел.), 3-4 курсов (34 чел.);
  2. по баскетболу среди 1-2 курсов (43 чел.), 3-4 курсов (36 чел.);
  3. по гиревому спорту среди 1-2 курсов (51 чел), 3-4 курсов (33 чел.);
  4. по легкоатлетическому многоборью (67 чел.);
  5. эстафета среди девушек (38 чел).

Хорошо проявили себя сборные команды нашего института в региональных мероприятиях. С 2021 года команда института принимает участие в "Весеннем фестивале спорта" Югорского государственного университета  и филиалов. По результатам участия  команда индустриального института занимала вторые и  третье  призовые места. В 2022 и 2023 годах команда Индустриального института  представляла  город Нефтеюганск  на региональном этапе фестиваля ВФСК  ГТО  среди обучающихся образовательных организаций профессионального и высшего образования, заняла второе призовое место.  А так же на городском уровне  команда индустриального института  принимала участие  в соревнованиях по:

  • гиревому спорту;
  • баскетболу;
  • в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы;
  • в перетягивании каната;
  • в соревнованиях по волейболу.


Для успешного решения задач физического воспитания и сохранения здоровья студентов на базе колледжа работают спортивные секции по:

  •  футболу - 18 чел.
  • баскетболу - 15 чел.
  • волейболу - 15 чел.
  • легкой атлетике - 22 чел.
  •  ОФП - 23 чел.

Всего в секциях института занимается 93 человека. В секциях города и района – 107 человек. 

Студенты колледжа на мероприятии, посвященном Дню нефтяника:

Просмотр в новом окне (175 Kb) Просмотр в новом окне (253 Kb)
5. Работа с родителями

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе института важное место.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – одна из главных задач нашего коллектива, и ее решение ведется по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • совместные творческие дела преподавателей, студентов и родителей;
  • помощь родителей в усилении материально-технической базы.

Основными мероприятиями, направленными на реализацию работы с родителями являются:

  • родительские собрания;
  • системное информирование родителей о поведении и результатах учебной деятельности их ребенка;
  • индивидуальные беседы с родителями с целью изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей;
  •  заседания совета профилактики;
  • участие родителей в работе Совета института;
  • осуществление мер по социальной поддержке семей студентов;
  • использование потенциала родителей в проведении совместных мероприятий (творческие выставки, классные часы, поездки и др.)
  • диагностика родителей (выявление уровня воспитанности студентов, удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом и др.);
  • составление социального паспорта семей, групп, института;

Для психолого-педагогического просвещения родителей привлекаются специалисты различных служб: психологи, медицинские работники, работники правоохранительных органов. Проводятся индивидуальные консультации, беседы, лекции (на родительских собраниях).

6. Студенческое самоуправление

Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах.

Просмотр в новом окне (334 Kb)

В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность органов студенческого самоуправления.

На демократической основе в институте создана и функционирует система студенческого самоуправления, деятельность которого определяется подпрограммой «Студенческое самоуправление» и планом работы на учебный год.

Органы студенческого самоуправления представлены в нашем учебном заведении в форме студенческого совета, который подразделяется на секторы: Медиа работа, учебная и научная работа, культурно-массовая работа, спортивная, художественная и волонтерская работа. Работой секторов руководит педагог-организатор. 

Деятельность студсовета активно осуществляется во всех сферах жизнедеятельности института: в учебном процессе, культурно-массовой деятельности, спорте, пропаганде здорового образа жизни, охране правопорядка, и др. Информационную поддержку воспитательной и внеучебной работы обеспечивает Медиацентр.

При непосредственном участии членов студенческого совета и под их руководством подготавливаются и проводятся все запланированные мероприятия, многие из которых стали традиционными.

Ребята принимают участие в работе Совета института, совместно с администрацией и преподавателями решают проблемы студенческой жизни.

Представители студенческого актива института являются членами городского студсовета и активно сотрудничают с городским комитетом по молодежной политике, центром молодежных инициатив, принимают участие во всех мероприятиях целевой городской программы «Молодежь Нефтеюганска».  

Хочется отметить, что с каждым годом деятельность студсовета института оживляется, становится более эффективной.

IV. Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа рассматривается как один из важнейших элементов воспитательной работы и проводится в соответствии с утвержденным планом. Ежегодно в институте проводятся студенческие олимпиады и научно-практические конференции по гуманитарным, естественно-научным, общим профессиональным дисциплинам. Количество студентов, участвующих в этих мероприятиях с каждым годом увеличивается. Студенты принимают участие в региональных, всероссийских и международных  научно-практических конференциях. Результатом участия +в данных мероприятиях являются многочисленные победы как на городском, так и на региональном и всероссийском уровне.

V. Оценка состояния воспитательной работы

Оценка состояния воспитательной работы в институте осуществляется следующим образом:

  • через проведение социологических опросов студентов с целью выявления и учета их мнения об организации воспитательной работы колледжа, значимости здорового образа жизни, организации взаимодействия с классными руководителями;
  • через выявление уровня воспитанности студентов;
  • изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
  • проводится общий анализ воспитательного процесса в институте, что позволяет внести изменения и дополнения при составлении плана работы со студентами на следующий учебный год.
VI. Материально-техническая база для проведения внеучебной работы

Для проведения воспитательной и внеучебной работы институт располагает следующими возможностями и ресурсами:

  • специализированное подразделение с соответствующим штатным расписанием;
  • актовый зал для проведения культмассовых мероприятий;
  • оборудование для организации и проведения культмассовых мероприятий;
  • спортивный зал, оснащенный тренажерами, для занятий физической культурой и спортом;
  • финансовые средства из бюджетных и внебюджетных источников в составе общей сметы института.

    

    
 
         
загрузка карты...
   
Индустриальный институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Югорский государственный университет"

© 2011-2023, 628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, ул. Строителей, здание 15, проезд автобусами №№ 1, 1б, 2, 4ю Телефон: 8 (3463) 200-994 (доб. 140), E-mail: ii@ugrasu.ru
Наши соц сети:


Обратная связь



Знаете, как сделать институт лучше?